Искоренить правовой нигилизм населения

Искоренить правовой   нигилизм  населения

Такую задачу ставит в основу своей деятельности первое лицо районной Фемиды, которое опирается на инициативы Главы государства Касым-Жомарта Токаева, озвученные в недавнем Послании о реформировании судебной системы в части качественного отправления правосудия. Как судами нижестоящих инстанций районного масштаба реализуются задачи по обеспечению верховенства закона, о новшествах в сфере районной Фемиды и о том, как реализуется Стратегия Главы государства в судах районного уровня, рассказывает Председатель Талгарского районного суда Еркебулан Келемсеитов.

– Еркебулан Еркинович, в начале интервью отступимся от главных вопросов. Читателю небезынтересно было бы знать, что за человек возглавил столь серьезное ведомство, именуемое районным судом. Ведь сюда приходят люди не от праздного любопытства и не от хорошей жизни, а в надежде – получить справедливость. Кто вас сподвигнул выбрать именно профессию судьи?
– Скажу прямо, не кривя душой, скорее всего друг, который дал мне ориентир на выбор и предопределение будущей профессии. Даже не родственники или родители, которые являлись простыми служащими. Я не жалею, что выбрал именно эту профессию, благодаря ей я стал не только настоящим профессионалом, но и настоящей личностью. Моя трудовая закалка начиналась с университетской скамьи, будучи студентом, я прошел все стадии трудового процесса, начиная от простого рабочего, заканчивая работником интеллектуального труда. Касаемо правоохранительной сферы, то здесь, после получения двух высших образований (юридический факультет КазГЮУ, Академия государственного управления) нарабатывал опыт работы в надзорном органе, проработав помощником прокурора в разных регионах нашей области, затем уже судьей с 2014 года по 2022 год в Талгарском районе. В общей сложности 8- летний опыт работы судьей меня закалил, и привел к профессиональному росту. Итог – вот уже как месяц возглавляю Талгарский суд.
– Надо отметить, что задачи, возложенные на суд, это не только отправление правосудия, но и формирование в обществе уважительного отношения к закону и общественному порядку, соблюдению прав и законов других лиц, принципам морали и нравственности. В связи с этим в деятельности судов качество отправления правосудия должно быть главным и основным составляющим эффективности судопроизводства.
– Согласен, для упрощения доступа граждан к правосудию осуществлен переход от пятиступенчатой системы правосудия (первая, апелляционная, кассационная, надзорная и повторная надзорная) к трехуровневой (первая, апелляционная, кассационная). Новая трехзвенная система отправления правосудия включает в себя: первую инстанцию — это районные и приравненные к ним суды, апелляционную инстанцию — областные и приравненные к ним суды и кассационную инстанцию — Верховный суд. Государство строит всю систему правосудия по принципу: чем проще, тем лучше. И это считаю правильным. К примеру, касаясь новшеств, вносит изменения в Административный процедурно-процессуальный Кодекс, где принципом является «презумпция виновности» судей (аппарата судей), стараясь уменьшить нагрузку на них. Что касается качества отправления правосудия, то здесь все зависит не только от профессионализма и компетентности работников Фемиды, но и от наличия правовой грамотности населения.
– Вы работаете в качестве руководителя районного суда всего лишь месяц, но все же хочется узнать из ваших уст, какая работа была проделана вашим ведомством за прошлый год, ведь вы сами работали рядовым судьей, разгребая массу уголовных дел?
– За прошлый год поступило: гражданских дел и заявлений  – 5 687, рассмотрено 1017, административных – 3 260, возбуждено – 4 301 дело, рассмотрено с вынесением решения – 2 639, рассмотрено уголовных дел – 238, всего окончено дел – 4 694. На нынешнем этапе очень много дел рассматриваются представителями Фемиды в части ущемления гражданских прав рядовых граждан, поэтому эти дела нужно рассматривать в формате усовершенствования новых законов и правил. 80% всех правонарушений и преступлений в районе приходится по линии РУВД, и нужно всем правоохранительным структурам работать в тесной связке с населением для улучшения криминогенной обстановки. Так как я веду в основном уголовные дела, то хочется отметить, согласно сравнительному анализу с прошедшим периодом, составляющая преступлений и правонарушений ползет вниз, то есть идет в сторону уменьшения и это радует. Талгарский район — резонансный, и то, что происходит на его территории, очень остро отзывается в обществе. Если в 2021 году наблюдался количественный рост преступлений, то за 2022 год заметен общий спад – на 20-30 уголовных дел стало меньше. Рост преступлений был спровоцирован такими факторами: близость большого мегаполиса – города Алматы, миграция внутри района, санкции на некоторые статьи законов, и другие. В целом, общий фон по преступности считаю на сегодняшний день средне-стабильным.
– Как вы знаете, в связи с нынешними требованиями к работникам Фемиды предъявляются высокие квалификационные требования. Что скажете по этому поводу?
– Качественный судейский корпус должен состоять из профессионалов с высокими моральными принципами. Ужесточены квалификационные требования и механизмы отбора кандидатов на судейские должности. Создана комиссия по отбору лиц для прохождения стажировки, которая определит, соответствует ли тот или иной кандидат требованиям, предъявляемым к стажерам. Приоритет будет отдаваться лицам с большим стажем работы по юридической специальности, непосредственно связанной с участием в судопроизводстве, показавшим наилучший результат при сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, имеющим ученую степень или звание. Также комиссией будут учитываться сведения, характеризующие деловые и моральные качества претендентов. Более того, лица, желающие посвятить себя работе судьи, будут проходить полиграфическое исследование, психологическое тестирование. Важно отметить, что стажировку проходят именно те лица, которые осознанно выбрали для себя дальнейшую работу в качестве судьи. Полная стажировка в течение всего дня с отрывом от основного места работы позволит стажерам в значительно большей степени усвоить правила организации работы судов и понять суть судейской должности. В моем подчинении работают нынче 14 судей, все они соответствуют нынешним критериям и квалификационным требованиям, все они профессионалы своего дела. Ранее было 11 судей, чтобы уменьшить нагрузку, увеличили количественный состав.
– Еркебулан Еркинович, как ведется работа с населением? И расскажите несколько слов о борьбе с коррупцией в вашем ведомстве.
– В рамках программы Председателя Верховного Суда Республики Казахстан «Семь камней правосудия» в полную силу работает проект «Ночной суд». На основании этого документа районный суд рассматривает бесспорные административные дела с 18.30 до 22.00ч. Для этого достаточно заявление участника процесса о согласии на рассмотрение дела в ночное время. Также в целях реализации проекта «Образцовый суд» размещен фронт-офис, с кабинетами для приема документов, судьи-примирителя для проведения примирительных процедур, и другими зонами.
Фронт-офис повысил качество предоставляемых гражданам судебных услуг и сервисов, а также позволил оптимально организовать работу суда и создал благоприятные условия гражданам, обращающимся в суд.
В здании районного ЦОНа уже давно и успешно функционирует «Центр примирения», в котором осуществляются предоставление правовых услуг по спорам, вытекающим из гражданских, уголовных и административных правоотношений, путем проведения консультаций, направленных на внесудебное разрешение конфликта; психологическое консультирование, услуги психолога, в том числе по урегулированию семейно-брачных конфликтов, трудовых споров, бытовых конфликтов и другие, консультация медиатора, проведение внесудебной медиации; консультация адвоката, партисипативное урегулирование спора; проведение разъяснительной работы среди населения о преимуществе примирительных процедур. Планируем в будущем сделать акцент в своей работе, на борьбе с коррупционными проявлениями в нашем ведомстве. Много нареканий слышу о том, что суд незаконно лоббировал интересы службы пробации, в частности условно-осужденных, хотя по этой части были различные провокационные моменты, элементы подстрекательств. С этим явлением, я как Председатель, буду вести непримиримую борьбу. Кроме того, для предотвращения коррупциогенных факторов в деятельности судейского корпуса и работников судов, и в целях быстрого реагирования, отделом ведется работа по так называемому «телефону доверия» (Call центр). Для антикоррупциогенного просвещения в судебной системе, отделом внутренней безопасности разработан План реализации Концепции имиджевой политики органов судебной системы, который предусматривает работу с работниками судебной системы, а также работу с общественностью.
– Какими принципами вы руководствуетесь в своей работе? 
– Мне, как и, думаю, многим руководителям, необходимо быть уверенным в профессионализме своих подчиненных и коллег: можно ли конкретному человеку доверить то или иное важное направление – а в судебной системе все участки работы важные. Поэтому я считаю, что руководитель не должен досконально контролировать работу подчиненных, оставляя место для творчества там, где оно уместно. Но взамен каждый должен чувствовать ответственность за свои действия.
– Что самое сложное в работе судьи? 
– Могу сказать только за себя, хотя не думаю, что мое мнение отличается от мнения большинства судей. Судья несет личную ответственность за каждое свое решение, поэтому при оценке
доказательств нужно разрешить все внутренние сомнения по поводу истинности того или иного утверждения. Должно сформироваться твердое убеждение, что, например, именно это утверждение, а не что-то другое является истиной. Для кого-то сложно соответствовать тем высоким требованиям, которые предъявляются судье. Самая главная сложность нашей работы — работать с безграмотными людьми, поэтому считаю основной задачей своей деятельности – стараться искоренить правовой нигилизм населения.

Фатима Ержанова