Об эффективности цифровых проектов

Об эффективности  цифровых проектов
«Об эффективности цифровых проектов» интервью с председателем Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан Нурлыбай
Сабитом
– Сабит Нурлыбаевич, Вы возглавили Комитет Генеральной прокуратуры в конце октября прошлого года, на этой должности работаете полгода. Пришли в самый разгар очередной правовой реформы, когда правоохранительные органы готовились к переходу на трехзвенную модель. Расскажите, в чем ее суть, какова роль вашего ведомства в этом процессе. И самое главное, что новая модель дает простым людям.
– 1 сентября прошлого года Глава государства в своем Послании народу Казахстана «Казахстан в новой реальности: время действий» поручил внедрить в Казахстане трёхзвенную модель с чётким разделением полномочий.
Трёхзвенная модель применяется практически во всех развитых странах. При такой модели за уголовный процесс отвечают три звена: полиция, прокуратура и суд. Полномочия между этими структурами чётко разграничены.
Полиция выявляет преступления, устанавливает причастных лиц, собирает улики. Прокурор, в рамках конституционных полномочий, предусмотренных ст.83 Конституции,  дает независимую оценку собранным доказательствам, пресекает нарушения прав граждан, не допускает вовлечения добросовестных граждан в уголовный процесс, поддерживает обвинение в суде. Суд еще на стадии следствия конт­ролирует соблюдение прав человека, в том числе прокурором, а по результатам рассмотрения оценивает все доводы и выносит окончательный вердикт.
Уголовный процесс построен на основе четкого разграничения на три составляющие, которые являются логическим продолжением одного процесса.
Переход к трехзвенной модели, действую­щей в странах ОЭСР, требует серьёзной трансформации деятельности органов, осуществляющих досудебное расследование.
Это не только изменения законодательства. В то же время, требуется и изменение подходов к досудебному расследованию и навыков, как самих прокуроров, так и следователей в организационном плане.
В этой связи Генеральной прокуратурой, совместно со всеми органами досудебного расследования, был начат, так называемый «мягкий», поэтапный переход к полноценной трехзвенной модели уголовного процесса.
В соответствии с поручением Главы госу­дарства, на начальном этапе было вве­дено согласование прокурором ключевых процессуальных решений, принимаемых органами досудебного расследования, которые затрагивают конституционные права лиц, вовлеченных в орбиту уголовного преследования.
В целях усиления защиты прав граж­дан в уголовном процессе были внесе­ны соответствующие изменения в законода­тельст­во.
Помимо изменений в законодательстве требовалось в кратчайшие сроки реализовать технические изменения в информационной системе Единый реестр досудебных расследований (ЕРДР), оператором которой является Комитет.
Комитет с данной задачей справился и с 31 декабря 2020 года, в день вступления в законную силу законодательных поправок в Уголовно-процессуальный кодекс, все органы следствия и прокуратуры страны перешли на электронное согласование ключевых решений по уголовному делу.
Теперь решения о признании подозре­ваемым, определении квалификации деяния подозреваемого, квалификации уголовного правонарушения, прерывании сроков досудебного расследования, прекращении, а также обвинительный акт будут считаться незаконными без согласования прокурором.
Эти изменения позволяют защитить конституционные права граждан, как подоз­реваемого, так и потерпевшего, ис­ключи­ть факты необоснованного вовлечения в орбиту уголовного процесса и в целом обеспечить объективность расследования.
Хочу отметить, что согласование клю­чевых решений это — только первый этап. В последующем, ключевые процессуальные решения в ходе расследования будут прини­ма­ться уже не следователями ор­ганов досудебного расследования, а прокурора­ми. Прокурор, по независимой оценке результатов на каждой стадии расследования, то есть, оценивая собранные доказательства, будет принимать решение о признании лица подозреваемым, а по итогам рассле­до­вания составлять обвинительный акт и под­держивать обвинение в суде. Процедура согласования тогда будет исключена.
Названные полномочия заложены в Национальный план развития Республики Казахстан до 2025 года.
Уже сейчас в рамках действующего законодательства начата пилотная апробация такого порядка путем образования следст­венных групп под руководством прокурора, который в ходе расследования принимает такие решения.
Техническое сопровождение апробации осуществляется также Комитетом. При этом одновременно мы совершенствуем и адаптируем ЕРДР к работе в условиях трехзвенной системы.
– В чем преимущества электронного согласования ключевых процессуальных решений?
– Учитывая необходимость оператив­ного взаимодействия прокурора с органом досудебного расследования, и исключение излишних бюрократических проволочек, изначально была поставлена задача по обеспечению взаимодействия в электронном формате на основе ЕРДР.
Во-первых, это экономия времени следователей. Не нужно ездить с делом к прокурору, ходить по кабинетам, ждать, когда прокурор согласует решение.
Законодательными нормами четко определены сроки согласования ключевых решений прокурором.
Во-вторых, электронное согласование позволяет руководству органов следствия и надзирающему прокурору в режиме онлайн контролировать ход расследования уголовных дел.
Прокурор, который должен следить за законностью, включается в процесс не перед поступлением дела к нему, а с самого начала участвует в его расследовании.
При электронном согласовании мини­мизи­рованы манипуляции, что также исключает возможность фальсификации.
В свою очередь Комитет дистанционно осуществляет надзор за достоверностью правовой статистики и обеспечивает объективной правовой информацией уполно­моченные государственные органы, а также участников уголовного процесса.
– Какие принимаются меры по защите прав граждан в уголовном процессе со стороны Комитета?
– Достоверность правовой статистики осуществляется путем контроля за полнотой и своевременностью наполнения сведений ЕРДР.
В ЕРДР отражаются не просто сведения, а принятые процессуальные решения. И от того на сколько правильно и своевременно они будут приняты зависят интересы людей, соприкасающиеся с уголовным процессом.
К примеру, человеку необходимы сведения о том, что он реабилитирован, чтобы устроиться на работу или решить другие свои вопросы. Есть дело, есть лицо, сроки по делу истекли, а решение не принято.
Сотрудники Комитета, без вмешательства в процессуальную деятельность органов уголовного преследования, ежедневно занима­ются тем, чтобы таких ситуаций не возникало.
Нами реализован функционал СМС-оповещений о принятых решениях органами следствия по результатам рассмотрений заявлений граждан. К примеру, если поли­ция принимает решения об оставлении заявления гражданина без рассмотрения, то ему приходит соответствующее СМС-уведомление и он, если считает данное решение незаконным, может сразу обратиться с жалобой к надзирающему прокурору.
На портале Информационный сервис (Qamqor.gov.kz) Комитета реализована возможность подать заявление в полицию в режиме онлайн, не выходя из дома.
Выявление фактов нарушений конститу­ционных прав граждан в уголовном процессе, а также выявление укрытых от учета престу­плений – это одни из приоритетных задач, которые Комитет ставит перед собой.
– В период пандемии бизнес понес экономические потери. Сейчас государством оказывается поддержка предпринимателям. Второй год действует Президентский мораторий на проверки. Вы уже упоминали о системе защиты бизнеса, которую вы выстроили на своей платформе. Можно более подробно о ней рассказать нашим читателям.
– Учет и регистрацию проверок Комитет ведет с 2000 года.
С 2003 года необоснованные проверки, в том числе в отношении бизнеса пресекаются еще на стадии регистрации.
С 2015 года Комитет стал координатором всех проверок.
Сейчас ни одна проверка контролирую­щего органа не проводится без учета в Коми­тете.В целях реализации задач, поставленных Главой государства по защите прав предп­рини­м­ателей, Генеральной прокуратурой разработаны и повсеместно внедряются новые методы надзора с использованием инновационных технологий.
Весь процесс оцифрован в информа­цион­ной системе «Единый реестр субъектов и объектов проверок» — ЕРСОП.
Как раньше госорганы не стоят в очереди, чтобы получить штамп о регистрации. Весь процесс автоматизировали, в том числе за счет интеграции с органами, где имеются ведомственные системы. Акт проверки и результат оформляются в электронном виде.
Это позволяет своевременно выявлять незаконные проверки на стадии назначения, что особенно актуально в период моратория, который продлится еще 2 года.
Есть факты, когда имеется основание не только отказать в регистрации, но и отменить решения первого руководителя местного исполнительного или центрального государственного органа.
Для пресечения необоснованных проверок внедрен функционал, не позволяющий назначить проверку с нарушением законода­тельства, а также установлен форматно-логический контроль по срокам, категориям субъектов предпринимательства, основаниям и т.д.
В целях недопущения незаконного привлечения к административной ответствен­ности и вовлечения бизнеса в орбиту уголов­ного процесса проведена интеграция с информационными системами ЕРАП и ЕРДР. К примеру, путем сопоставления сведений из ЕРАП и ЕРСОП выявили факты привлечения предпринимателей к адмответственности без назначения проверок.
Для оперативного взаимодействия ведется работа по интеграции с информационными системами других государственных органов.
ЕРСОП позволяет планировать проверки в электронном формате путем отбора недобросовестных предпринимателей для проверки без «человеческого» фактора. В системе заложены критерии, по которым идет отбор, к примеру, публикации в СМИ, жалобы, проверки и т.д.
Для самих предпринимателей создали мобильное приложение «Камкор», где они могут получать информацию о проводимых проверка, сразу же получить разъяснение по возникающим вопросам, а также пожаловаться на проверяющих.
– Сабит Нурлыбаевич, с 1 июля этого года вводится в действие Административный процедурно-процессуальный кодекс. Насколько нам известно, новое законодательство значительным образом изменит действующий порядок рассмотрения обращений граждан и усилит ответственность государственных органов за принимаемые решения. Как нововведения отразятся на деятельности Комитета?
– Во-первых, Комитет, как и дру­гие государственные органы является субъектом, рассматривающим обращения и оказывающим государственные услуги, поэтому требования Кодекса в полном объеме будут распространяться и на работу Комитета.
В то же время согласно действующему законодательству в сфере рассмотрения обращения граждан и новому Кодексу, Комитет определяет и утверждает поря­док регистрации и учета обращений в госу­дарст­венных органах, органах местного самоуправления и юридических лицах со 100% участием государства.
Без строгой регламентации данных вопросов существуют риски нарушения прав граждан и юридических лиц. Могут допускаться факты не регистрации обращений в государственных органах, нарушения сроков рассмотрения. Государственные органы не будут иметь актуальную аналитическую информацию по обращениям, что чревато такими последствиями как принятие неправильных управленческих решений.
Поэтому нами разработаны соответс­твующие правила, которые в скором времени будут подписаны.
Вторая задача, которую ставит перед нами Кодекс – определение порядка ведения системы «Электронные обращения». Здесь отмечу, что внедрение системы напрямую связано с практической реализацией Концепции «Слышащее государство», обозначенной Главой Государства.
В связи с этим во всех государственных органах внедряется единая система по работе с обращениями, отвечающая требованиям нового Административного процедурно-процессуального Кодекса.
Благодаря этой системе планируется упростить процедуры подачи и рассмотрения обращений.
Внедрение мы проводим совместно с МЦИРАП. К системе уже подключены все госу­дарственные органы.
Пресс-служба
Комитета по правовой статистике и специальным учетам
Генеральной прокуратуры Республики Казахстан
press@kgp.kz