Креативная индустрия: Приверженцы национального стиля

Креативная индустрия: Приверженцы национального стиля

Не каждому даны талант и умение изготавливать казахскую национальную посуду, изделия, предметы старины, бытовую утварь. Это искусство  супруги  Дидар  и Нурмухамбет Мумбековы смогли воплотить в жизнь благодаря своим предкам. Будучи старшим ребенком, Дидар впитала от своего дедушки по папиной линии, умение рисовать, он был художником. Поэтому, начиная свой «деревянный  бизнес», Дидар разграничила свои обязанности: супруг Нурмухамбет будет мастерить, а она делать дизайн, и возложит на свои плечи еще и бухгалтерские, а также  рекламные дела. В этом ей помогает  ее профессия  – инженер-экономист. В прошлом Нурмухамбет был военнослужащим, но перенял дело у отца  Рахима и тоже стал  столяром. Глядя на  работу отца, любознательный сын  тоже проникся любовью к искусству столярного дела. В ауле, где жил отец, все знали, что у мастера Рахима «золотые руки». В его искусных руках все спорилось, он мог из обычной деревяшки создать  необычный щедевр, какой-нибудь сувенир или безделушку, красотой которых восхищались все окружающие.

Супруги  родом  из  Жамбылской  области,  волею  судьбы  там  встретились  и  поженились,  создав  прекрасную  семью. Дидар  всю  жизнь  мечтала  стать  журналистом,  но  идея  —  иметь  свой  маленький  бизнес  перевесила  все  ее  планы. Зная, что  к  этому  нужно  быть  основательно  подготовленной,  молодая,  полная  амбициозных  замыслов,  женщина    занимается  фотоделом,  обслуживая  фотосъемки  праздничных  мероприятий, зарабатывая  тем  самым  на  жизнь.  Но  нужно  отдать  должное  ее   супругу,   который  загорелся  идеей    —  иметь  свою  мастерскую  по  производству  и  изготовлению  деревянной  посуды  в  национальном  стиле.  И именно  эта  идея  стала  целью  их  жизни. В 2011  году  переехав  в  Талгар, сразу  же  купили  дом,  где  организовали  столярную  мастерскую,  установив  станки  с  ЧПУ (часовым  программным  устройством). Изготовление  посуды  началось  в обычных  домашних  условиях. Мастеров  в  этой  сфере, по  словам  Дидар, очень  мало,  как  и  рабочих  рук,  умеющих  делать  образцы  для  фигур. По словам предпринимательницы, создать свое детище,  организовать  производство,  продвижение  и  сбыт  продукции  —  дело  непростое. Семья все же рискнула:    зарегистрировала  свое  собственное  ИП  под  названием  «Шебер»  и  начала  создавать  деревянные изделия.  Дело пошло. В  нынешнем  ассортименте  различная  продукция  —  блюда  для  бесбармака, менажницы  с национальными  узорами, наборы  для  кумыса,  молока, и  другая  кухонно-бытовая  утварь, и даже предметы старины.  Помогли  молодым  предпринимателям  в создании  бизнеса   обучающие   базовые   курсы  предпринимательства «Бизнес-бастау»  от  Палаты  «Атамекен»,  также  участие  в  конкурсах  государственных  грантов  в рамках  программы  «Дорожная  карта  бизнеса»  с  проектом    национальной  посуды  из  дерева. Тогда  супруги  получили  1 млн.225  тысяч  тенге  и  приобрели  на  эти  деньги  дополнительное  оборудование.  Дальнейшее  ведение  бизнеса   реализовывалось    в  регулярных    заказах  от  клиентов  и  покупателей,  которые  наработались  в  процессе  продаж  через  социальные  сети. В  семейной  «копилке»     произведенной  продукции  имеется  особый  заказ  —  «Королевский  трон»  с национальными  орнаментами. Этот трон – дань уважения к казахским обычаям, когда малышу мужского пола делают обрезание, его садят после этого на трон, который делает его личность величественным. Это значит, что ребенок стал мужчиной по казахским законам. Предметом восхищения стал сувенир, казахская лошадка – как символ смелости и благополучия, который Нурмахамет изготавливал целый месяц!

Стоит отметить, что семейная чета  часто принимает участие на выставках,   в прошлом году они выставляли свою продукцию в городе Кунаеве. Совместно с представителями  Палаты «Атамекен»  защищали  честь района на областных конкурсах  «Лучший товар Казахстана» и «Одно село – один продукт». Там их  изделия  оценили и дали почетное  третье место.   Супруги  не  собираются  останавливаться  на  достигнутом,  в  их планах  —    расширять  свой  бизнес  и  увеличивать  число  заказов. Свою  любовь  к  национальным  традициям  они  видят  не только  в  собственном  производстве, но  и  в  детях,  которых  у  них  уже  четверо.  Все  они  также  помогают  родителям,  занимаются  изготовлением  посуды и предметов старины,   участвуя  в  различных  конкурсах, выставках  и  показах.  Старшая  Айша  уже  демонстрирует  успехи,  выставляя  панно  «Аулжайлау»  собственного  изготовления   из  кожи  на  Международной  выставке  «Конетараз», где  работа  заняла  2-е  место. Это настоящий повод для гордости родителей,  которые  прививают  детям  любовь  и уважение  к  исконно  казахским  обычаям  и  настоящему  мастерству  национальных  традиций.

                             Фатима  Ержанова