Эти слова, вынесенные в заголовок нашего интервью, стали лейтмотивом рассуждений о качестве и системе образования в целом. Нашей собеседницей в этой щепетильной теме явилась г-жа Умбетова Найля Бейсембаевна, человек, прошедший через систему советского образования, которое воплощало в себе классику советского периода, педагог с большой буквы, и учитель от бога, считавший педагогику делом всей жизни, разменявший не один десяток лет на этой ниве. Найля Бейсембаевна, являясь, не побоюсь этого слова, «мэтром образовательной индустрии», как говорят «собаку съела», в деле образования, воспитывая подрастающее поколение в духе любви к Родине, делая их настоящими гражданами своего Отечества. И это у нее здорово получалось, ибо она отдавала все свои силы, опыт и знания своим подопечным, руководя таким огромным учебным и самодостаточным учебным заведением — старейшим по всем меркам агроколледжем им. М.Бейсебаева. Перенимать опыт у нее приезжали с соседних мегаполисов и районов, ибо все чувствовали ценность и значимость ее личности, воплощенного в образе настоящего педагога и талантливого руководителя.
— Найля Бейсенбаевна — вы одна из тех, кто, несмотря на трудные перипетии образовательных реформ смог построить новое усовершенствованное видение идеального учебного процесса, своим непомерным трудом внести вклад в образовательную сферу не только района, но и Алматинской области. Как Вы оцениваете нашу образовательную систему, может ей далеко до совершенства, но какие плюсы есть в ней, что можно извлечь из нее для того, чтобы учебный процесс был идеальным?
— Все мы знаем, что образование позволяет получать знания, которые помогают людям овладеть профессией. В Казахстане образование разделяется на общее и профессиональное. Среднее образование разделяется на классы: начальные, основные и старшие. Начальное профессиональное образование можно получить в специализированных лицеях, а среднее профессиональное — в училищах или колледжах. Система образования в Казахстане состоит из нескольких ступеней: дошкольное, среднее, высшее, профессиональное. Чтобы поступить в ВУЗ, абитуриенты должны сдать тестирование ЕНТ. Чтобы получить степень магистра, нужно отучиться 6 лет, для получения диплома специалиста— 5, а для бакалавра— 4года. У граждан Казахстана есть возможность получить стипендию «Болашак» для учебы заграницей. Чтобы получить второе высшее образование, нужен диплом специалиста или магистра. На мой взгляд, две важные сферы — образование и здравоохранение (консервативные системы), необходимо к ним подходить аккуратно и избирательно. Другими словами, это единый кластер, к примеру, я бы связала высшее образование с наукой. Потому что здесь вся учебно-научно-образовательная цепочка должна быть продуманной от начала и до конца (выпуск учебников, научной литературы, методических пособий, подготовка учителей), все должно быть единым и структурированным. Профессиональное образование должно быть связано тесно с отраслевыми ведомствами и министерствами. Вспомните, как было в былые времена, когда наблюдалась тесная связь техникумов, училищ с их отраслевыми министерствами, по этому примеру готовили специалистов для той или иной отрасли. Нынче, когда приоритеты в образовательной системе поменялись, разрушилась автоматически цепочка и связь учебного заведения и министерства, образование курирует МОН, что по сути неправильно. Это привело к тому, что нет профессионалов, нет истинных специалистов на производстве, стали дефицитными такие специальности и профессии, как слесари, сантехники, сварщики, комбайнеры, механизаторы и другие). Что касается школьной системы, то за 30 лет становления нашей Независимости, наблюдаются и «плюсы» в образовательной сфере, это прежде всего, государственная программа «Болашак», дающая возможность талантливым детям освоить науку и производство в новых современных реалиях, развитие частных школ на платной основе, дающие качественные знания молодежи, а также нельзя не исключать роль государственных школ с определенными грантовыми программами. На данный момент в период пандемии систему образования сгубила система обучения «онлайн», сделавшая наших детей пассивными, а также равнодушие родителей.
— Вы руководили долгое время колледжем, авторитет которого непререкаем и по настоящее время. Затем, уже будучи на заслуженном отдыхе, создали инновационный учебно-образовательный центр, где обучают профессиям среднего уровня. Чем отличался формат обучения в ваших учебных заведениях от других?
— Отличался тем, что все группы мы перевели на казахский язык обучения, все учебники, методические пособия переводили сами. Впервые в стране, нигде нет такого прецедента, обучение ай-ти специалистов (программистов) проводилось нами на казахском языке. Не поленюсь озвучить фамилию нашего преподавателя Карынбаева Койшибая Балташевича, который смог перевести методические разработки на государственный язык. Это считалось большим достижением.
— Все мы знаем известное изречение: «Воспитание начинается с колыбели. Чтобы Вы поставили на первое место — воспитание или образование?
— Несомненно, в приоритете у меня всегда было в начале воспитание, а лишь потом образование. Воспитание в семье, в школе, ибо нужно уделять первостепенное значение воспитательному процессу везде и в целом. Не помню, чье изречение, но оно мне нравится: «Образованный, но невоспитанный человек страшнее чумы!» Верно сказано. Я, будучи руководителем сферы образования всегда старалась привить своим воспитанникам чувство истинного патриотизма, любви к родине, ощущение гражданственности. Нынче молодежь духовно обнищала, это ведет деградации личности, губит человеческий интелллект. Во главу угла любого образовательного процесса должно быть воспитание человека, как личности, развитие человеческого капитала. В колледже воспитательный процесс моими силами был поставлен на высокий уровень.
— Вы имеете большой опыт научной, педагогической и административной работы в системе образования. Чем хорошо средне-специальное образование?
— Наш старейший колледж — золотой кладезь пестования необходимых кадров, он всегда вел на системной основе подготовку специалистов среднего звена, которые могут работать в различных отраслях народного хозяйства. Хорош колледж тем, что уже после девятого класса ребенок определяется со специальностью и целенаправленно обучается, у него появляется интерес к обучению, а также он начинает видеть перспективу будущего. Он начинает раньше задумываться о целях и врозможностях работы в предстоящей взрослой жизни. Ребенок после окончания колледжа получает диплом о среднем профессиональном образовании, что дает ему право обучения в университете по сокращенной форме обучения — не четыре, а три года только будет обучаться в ВУЗе. Есть и другие преимущества. Так, до окончания университета наш выпускник уже может трудоустроиться и к завершению высшего образования иметь трудовой стаж по специальности, что немаловажно для будущего трудоустройства после окончания вуза. То есть, как видно из этих раскладов, окончание колледжа является преимущественным и лучшим вариантом обучения для получения специальности. Окончив колледж, молодой человек раньше входит во взрослую жизнь, раньше профессионально определяется, раньше получает диплом, раньше начинает свою трудовую деятельность. Это немаловажно, считаю. Помимо основного диплома, мы были заинтересованы, чтобы выпускник обучился еще 5-ти профессиям и смог быстро трудоустроиться. У нас всегда была развита школа наставничества, налажена тесно связь с практикой и производством, что немаловажно при выборе работы и трудоустройстве.
— Без сомнения, рядом с детьми, вы чувствовали себя полноценно, а они с таким руководителем, как Вы, с таким прекрасным человеком и педагогом, ярче проявляли свои таланты, как Вы считаете?
— Постигая азы педагогической профессии, я старалась быть для учащихся не только учителем, но и другом, товарищем. Без любви к детям невозможно научиться их понимать, а тем более жить с ними общими интересами. Жизнь педагогической профессии — неустанный труд души, труд полный переживаний, волнений, радости и тревог. Задача каждого педагога — раскрыть в каждом подопечном его индивидуальность, его сущность, как личности. От поколения к поколению передается педагогический неиссякаемый опыт профессионального мастерства, и в 21-м веке профессия педагог не утратила своего великого значения.
— Какие проблемы в сфере образования актуальны на сегодняшний день?
— Каждый учебный год вузы РК пополняются новой когортой студенческой молодежи. От того, какую подготовку получили учащиеся в средней школе, во многом зависит качество процесса обучения в высшем учебном заведении. На практике мы наблюдаем существенный разрыв между школьным и вузовским образованием. Недостатки подготовки учащихся среднего звена усугубляют трудности, которые испытывает студент с первого курса обучения. Первокурсник очень медленно приспосабливается к вузовскому учебному процессу – кредитной технологии обучения. При этом остро ощущается несформированность у выпускников школ общенаучных и общеинтеллектуальных знаний, навыков познавательной деятельности. Школа в недостаточной мере обучает учащихся умению работать с учебной, научной и справочной литературой, для них недостаточно доходчив лекционный материал. Некоторые первокурсники вынуждены обращаться за помощью к педагогам, посещать дополнительные занятия и консультации, особенно по математике, физике, химии, которые наиболее слабо усвоены в средней школе. Созданные средние учебные заведения, такие как «Назарбаев интеллектуальная школа», Казахско-турецкий лицей, «Дарын», лицеи и гимназии, которые в состоянии обеспечить необходимым комплексом знаний для поступления в вуз, дают своим учащимся широкие возможности при выборе вуза и специальности. Эти учебные заведения предназначены для наиболее одаренных учащихся, которым предоставляется полное специализированное среднее образование. Но в стране также имеются средние учебные заведения, в которых дается минимальная подготовка, явно не рассчитанная на поступление в вуз или, в крайнем случае, дающая возможность поступить на специальности, где, низкий проходной балл по ЕНТ. Происходит замыкание негативного круга «слабый ученик – слабый студент – слабый выпускник – слабый учитель – слабый ученик». Для разрыва данного круга необходимо начать модернизацию образования с первой ступени обучения, то есть со школы. В наших условиях это означает необходимость усиления контроля над обеспечением качества образования, как в государственных, так и в частных учебных заведениях: общеобразовательные и высшего образования. И здесь, как ни странно, среднеспециальное образование является спасительным кругом для тех, кто не может сразу же со школьной скамьи поступить в ВУЗ и реализовать себя, как личность.
— Найля Бейсенбаевна, каким должно быть образование в идеале?
— Образование должно финансироваться должным образом, а не по остаточному принципу, как ранее. Главный фактор — это развитие человеческого капитала, не будет человека — не будет общества. Нужно прежде всего, поддерживать молодежь. Молодежь — это будущее страны.
— Благодарю за содержательное интервью, удачи в образовательном процессе!
Фатима Ержанова,
«Талғар»