Титан научной мысли и духа

Титан научной мысли и духа
Земля не часто рождает таких титанов мысли и духа, как Карл Молдахметович Байпаков, но если рождает, то они зачастую облагораживают и обновляют ее своими поступками, образом жизни, вкладом в развитие страны. Специалистам еще предстоит оценить вклад выдающегося ученого-археолога, первого академика отечественной археологии, первооткрывателя древних городов Казахстана, основателя и первого директора Института археологии им. А. Маргулана Карла Байпакова в развитие науки и подготовку научно-педагогических кадров республики.
Яркий представитель научной и культурной элиты Казахстана, талантливый ученый и педагог, истинный патриот, честный, порядочный человек, снискавший уважение в обществе и обладавший непререкаемым авторитетом в науке. Удивительно, что истоком рождения таких титанов, как Карл Байпаков является наша благодатная талгарская земля, которая не только взрастила их, но воспитала в духе патриотизма и любви к Родине. Государственные и общественные регалии ученого говорят сами за себя: доктор исторических наук, лауреат первой премии им. Ч. Валиханова Академии наук Казахской ССР, член-корреспондент Национальной академии наук РК, профессор археологии, заслуженный деятель науки и техники, академик НАН РК, кавалер орденов «Парасат» и «Барыс» III cтепени, лауреат Государственной премии РК в области науки и техники им. аль-Фараби, почетный гражданин города Алматы. Карл Байпаков награжден медалью ЮНЕСКО за вклад в развитие мировой науки, дипломом и памятным знаком Стран экономического содружества «за вклад в изучение духовного развития мусульманских стран» в номинации «История, культура, литература и изобразительное искусство». Как «Лучший автор» РК ученый удостоен серебряной медали им. А. Байтурсынова Ассоциации вузов РК.
Родительский дом — истоки воспитания
Карл Байпаков родился 17 ноября 1940 года в Талгаре в интеллигентной интернациональной семье педагогов. Его дед по отцу – Байпак – участник Каркаринского восстания 1916 года, известного в народной памяти как восстание албанов против царcкого указа о мобилизации в армию на тыловые работы «инородческого» мужского населения в возрасте от 19 до 43 лет. Восстание было жестоко подавлено силой оружия, полевыми судами с виселицами. Вымерли целые волости, в одной только семье Байпака убиты 13 человек.
Байпак, как и многие казахи, осознавая безвыходность положения, доведенный карательными отрядами до отчаяния, спасая семью, был вынужден откочевать в Китай. Он вернулся из Илийского округа в родные края после установления советской власти в Казахстане с большой на-деждой на справедливость нового режима и улучшение жизни. В 1918 году помогал возвращению из Синьцзяна других беженцев. Его настойчивые просьбы способствовали открытию в Нарынколе четырехклассной русско-казахской школы при пограничной воинской части. История семьи Байпака на чужбине и в советский период хрестоматийно соотносится с жизнью страны. Глава семьи пострадал от насильственной коллективизации и вскоре скончался. Из шести сыновей большие надежды Байпак возлагал на Манапа и Молдахмета, которых с детства обучал русскому языку. Родители Карла преподавали историю в школах станиц Иссык и Талгар. Летом 1940 года Молдахмет Байпаков был назначен директором средней школы № 1 Талгара. Здесь же преподавала и его супруга Лидия Ивановна до 1954 года, затем – в Талгарском сельскохозяйственном техникуме. Детство Карла Байпакова совпало с трагическим временем Великой Отечественной войны и тяжелого послевоенного восстановления народного хозяйства. В 1942-м Молдахмет Байпаков был призван в ряды Красной Армии. Он окончил краткосрочные курсы Камышинского танкового училища, эвакуированного с Волги в Актюбинскую область. Гвардии лейтенант командир танка Молдахмет Байпаков геройски погиб на фронте 3 марта 1944 года в боях за освобождение Украины. Через 69 лет, в 2013-м, волонтеры нашли место захоронения офицера из Казахстана, его имя было увековечено на мемориальной плите обелиска воинам-освободителям.
Археология — мое призвание
Так считает Карл Байпаков, который отдал всю жизнь, свои знания и эрудицию самой интересной научной отрасли. В 1958 году Карл поступил на исторический факультет Ленинградского государственного университета.В престижнейшем вузе Советского Союза преподавали светила археологической науки с мировыми именами. Здесь трудились Михаил Илларионович Артамонов – основатель хазароведения, последовательный защитник скифологии, завкафедрой археологии, директор Государственного Эрмитажа, Михаил Петрович Грязнов – известнейший специалист в области эпохи бронзы и раннего железного века Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии, Борис Борисович Пиотровский – знаменитый археолог, востоковед из семьи потомственных дворян, лауреат Сталинской премии в области науки и техники за монографию «История и культура Урарту». В университете, специализируясь по археологии под руководством Вадима Михайловича Массона, Карл Байпаков в дополнение учебной программы прошел специальные курсы «Бронзовый век лесостепной и степной полосы европейской части СССР», «Шнуровая керамика», а также специальные семинары – «Эпоха бронзы и раннего железа европейской части СССР», «Первобытное искусство», «Северное Причерноморье в античную эпоху», «Неолит на территории СССР», «Введение в археологию Средней Азии», «Археология Сибири», «Археология Передней Азии». Одно только перечисление этих курсов показывает не только обширную географию археологических изысканий ученых, но и в первую очередь направленность учебной программы крупнейшего классического университета Советского Союза на формирование комплексного представления об археологии как научной сфере знаний со своим особым источником и методами исследования. Уже в первый год обучения аспирант издал две статьи по историографии. Аспирант Байпаков проявил себя как способный и инициативный исследователь, в 1963–1965 годах он – коллектор Семиреченской археологической экспедиции АН КазССР, с 1965 года – начальник отряда, что позволило ему досрочно 26 сентября 1966 года защитить кандидатскую диссертацию «Средневековые города и поселения Семиречья (VII–XII вв.)». В производственной характеристике за подписью директора института, тогда члена-корреспондента АН КазССР Акая Нусупбековича Нусупбекова, подчеркнуто: «В условиях полевых работ К. М. Байпаков показал организаторские способности, умение работать с людьми, умело проводить самостоятельные археологические работы на должном методическом уровне». С ноября 1966 года Карл Байпаков – младший научный сотрудник отдела археологии, с 1971-го – старший научный сотрудник, с 31 октября 1973 года – заведующий отделом средневековой археологии Казахстана, с 1 июня 1989-го – руководитель Археологического центра и заместитель директора института. Ученые-коллеги, весь мировой мир научной элиты глубоко уважал и ценил этого человека. Яркая, харизматичная личность Карла Молдахметовича запоминалась всем тем, с кем работал эта знаменитая личность. С первых минут встречи, этот человек вызывал симпатию и доверие, чувствовались его глубокая внутренняя культура и доброта. «Карл Байпаков — это человек, который не только открыл великие памятники культуры Казахстана, это человек огромной работоспособности, неутомимости, неустанных поисков, кристальной чистоты и великой души, коих на земле очень мало. Он трепетно, с любовью и уважением относился не только к своим коллегам, подчиненным, студентам — представителям подрастающего поколения, отдавая им свой бесценный опыт, лично участвуя с ними в научных экспедициях, археологических раскопках. Нужно также подчеркнуть его восхитительное отношение не только к любимому делу, но и к членам своей семьи, ставшей для него нечто высоким, соизмеримым с высшей духовной ценностью.
Патриот и гражданин с высокой буквы
Один из запомнившихся моментов – лето 1989 года в составе комиссии ЦК Компартии Казахстана по постановлению Бюро ЦК КПК от 17 июля 1976 года «О книге О. О. Сулейменова «Аз и Я».Карл Молдахметович одним из первых высказал мнение, что автор книги «Аз и Я» исследует историю взаимоотношений Руси и Степи, придерживаясь концепции историзма, пытаясь последовательно осуществить широкий научный подход к событиям древней истории славянских и тюркских народов, что дает понимание сопричастности истории нашего народа к общей истории человеческой цивилизации. Карл Байпаков приводил веские аргументы, что позиция Олжаса Сулейменова полностью совпадает с положениями и выводами фундаментальных исследований известных ученых-востоковедов Казахстана, России и Франции: А. Х. Маргулана, С. П. Толстова, Т. А. Жданко, П. Бриана и других ученых о тесной и органической связи кочевой и земледельческой культур Степи и Руси. Четкая и принципиальная позиция Карла Байпакова и других ученых академии нашла отражение в тексте заключения комиссии ЦК КП Казахстана. 16 августа 1989 года Бюро ЦК КПК отменило свое постановление «О книге О. О. Сулейменова «Аз и Я» 1976 года, принятое под нажимом Москвы, ЦК КПСС и АН СССР. Это справедливое, хотя и запоздалое решение все ученые восприняли с большим удовлетворением.
Он гордился Талгаром
Карл Молдахметович был предельно скромен, в какой-то мере даже скуп на слова, всегда лаконично, как устно, так и письменно излагал свои мысли и аргументы по поводу текущей и перспективной работы научного коллектива, с почтением относился к археологам старшего поколения и был ровен во взаимоотношениях с коллегами. Но когда речь заходила об археологическом открытии коллег или презентации членам отделения общественных наук развалин древнего города Тальхира на окраине его родного Талгара, тогда красивая и образная речь Карла Молдахметовича так и лилась, плавно «перерастая» самого энтузиаста научных поисков и открытий. Он гордился своей профессией и причастностью своей семьи и родителей к истории древнего Талгара! Он смог передать нам чувство, что археология всегда будет окутана ореолом романтики и в ней могут состояться только избранные историки. Благодаря авторитету архео-логической школы и усилиям Карла Молдахметовича на базе Археологического центра ИИАЭ был организован Институт археологии в соответствии с постановлением Кабинета министров КазССР № 496 от 28 августа 1991 года. Исполнять обязанности директора нового института до избрания по конкурсу отделение общественных наук поручило Карлу Байпакову. 12 ноября 1991 года состоялось общее собрание трудового коллектива Института археологии, на котором Карл Байпаков изложил свою программу, отвечая на вызовы времени и предупреждая коллег: «…не будем строить воздушные замки. Наша главная задача сейчас – сохранить то, что мы имеем, на этом уровне. И это уже очень много». Протокол собрания показывает поиск путей сохранения самого научного коллектива, решимость ученых «выжить» в условиях рыночной экономики, но не любой ценой, а достойно, сохранив кадры, не покалечив судьбы людей. Вот в такой сложной обстановке приходилось существовать академической науке, а Карлу Молдахметовичу – еще и взять на себя ответственность за судьбу коллектива и археологической науки. Его кандидатуру с большой надеждой поддержали также К. А. Акишев, З. С. Самашев, В. А. Грошев, Е. А. Смагулов, Ж. К. Курманкулов и другие известные историки и археологи. 10 июня 1992 года президиум АН РК утвердил Карла Байпакова в должности директора Института археологии. Он оправдал надежды своего научного коллектива, который возглавлял до мая 2010 года. Работал и в кабинете, и в экспедициях с самоотдачей, являясь примером для других сотрудников, целенаправленно следуя новому тренду – формировать достойный исторический образ народа благодаря новейшим археологическим открытиям. Научное лидерство Карла Байпакова было основано на традициях двух научных школ в археологии – ленинградской (санкт-петербургской) и казахстанской, причем в последней были представлены выпускники ЛГУ и его аспирантуры, стажеры ленинградского отделения Института археологии АН СССР (А. Х. Маргулан, Е. И. Агеева, К. А. Акишев, А. Г. Максимова, Т. Н. Сенигова, А. М. Оразбаев, М. К. Кадырбаев, Т. В. Савельева). Имя академика Байпакова прочно ассоциируется с легендарным городом Отрар и другими городами на Великом Шелковом пути. 55 лет составляет стаж научной работы ученого в республиканской Академии наук. Он стал в 1986 году первым доктором исторических наук по археологии в Казахстане. Для этого потребовалось 20 лет неустанной научной работы в экспедициях после защиты кандидатской диссертации. Он является автором и соавтором более 50 монографий, 6 учебных пособий по археологии Казахстана для вузов, 15 альбомов и свыше 500 научных статей. Академик Байпаков приложил титанические усилия по выводу отечественной археологии на мировой уровень. Пять докторов и 17 кандидатов исторических наук прошли его научную школу и остаются преемниками дела своего учителя. Именно археология сделала ученого известной личностью в мировой науке. В нынешнем году Карлу Байпакову исполнилось бы 80 лет…Но имя ученого до сих пор помнит не только ученый мир Казахстана, но и его земляки — талгарцы. По инициативе заместителя директора СШ № 1 им.Халипова Жибек Амантаевны Бекеновой, где учился Карл Байпаков, была проведена недавно в стенах районной библиотеки научная конференция памяти выдающегося ученого. Наследие, которое он нам оставил незабываемо, как и память, которая ясным отголоском будет долгое время блистать в наших умах, сердцах и мыслях.
Фатима Ержанова,
«Талғар»