В современном мире коррупция признана одной из самых серьезных социально-экономических проблем в обществе, затрагивающих все государства. Она дестабилизирует национальные экономики, нарушает права человека, подрывает принципы справедливости, провоцирует социальную напряженность в обществе».
Сегодня коррупция обрела глобальные масштабы, является транснациональным явлением и в связи с этим представляет угрозу всему мировому сообществу.
Противодействие коррупции в разных странах осуществляется с различным эффектом и по различным направлениям, но, вместе с тем, необходима международная антикоррупционная стратегия противодействия, состоящая из различных профилактических мероприятий и репрессивных мер. Идея вычленения антикоррупционных программ, доказавших на практике свою эффективность, представляет огромные перспективы для заимствования положительного зарубежного опыта, особенно в условиях отсутствия, как известно, отечественного реально действующего механизма борьбы с коррупцией, а также для выработки единой международной антикоррупционной политики.
Более того, экспертное мнение в контексте уровня коррупции в мире, сводится к условной градации всех государств на две категории – одни успешно справляются с этой проблемой, и те, для которых коррупция представляет неразрешимые трудности.
Практика показывает, что достаточно чистыми в отношении коррупции станами, которые входят в первую двадцатку держав, характеризующихся сформированностью на государственном уровне антикоррупционной стратегии, являются Финляндия, Дания, Новая Зеландия, Исландия, Сингапур, Швеция, Канада, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Австралия, Швейцария, Япония, Израиль и ряд других стран.
К отличительной особенности осуществления антикоррупционной политики в развитых странах сводятся к базовому постулату и осазнается как серьезная угроза национальной безопасности. В следствии чего, целенаправленные усилия по ограничению коррупции в этих странах носит системный масштаб и глубокую институциализацию.
Например, Нидерландкий подход борьбы с коррупцией включает следующие базовые процедурные и институциональные меры:
-
система мониторинга возможных точек возникновения коррупционных действий в государственных и общественных организациях и строгого контроля за деятельностью лиц, находящихся в этих точках. Система подбора лиц на должности, опасные с точки зрения коррупции;
-
система наказаний за коррупционные действия, при этом основной мерой является запрещение работать в государственных организациях и потеря всех социальных льгот, которые предоставляет государственная служба;
-
система поощрений позитивных действий должностных лиц, направленная на то, чтобы чиновнику было выгодно и в материальном, и в моральном плане вести себя честно и эффективно;
-
создана система государственной безопасности по борьбе с коррупцией типа специальной полиции, обладающей значительными полномочиями по выявлению случаев коррупции. Схожие меры применяются также в Израиле и Канаде.
В других странах также практикуют успешно зарекомендовавшие себя антикоррупционные меры. В частности, гражданское общество как институт, присущий демократическому режиму, способно повысить эффективность деятельности независимых комиссий по борьбе с коррупцией. Успешно подобные органы функционируют в Гонконге, Сингапуре, Малайзии, Тайване.
Кроме того, экспеты называют эталоном новый закон Республики Корея «О борьбе с коррупцией», вступивший в силу в 2002 году и заслуживший широкое международное признание. В соответствии с этим законом, любому совершеннолетнему гражданину деюро и дефакто предоставлено право иницировать коорупционное расследование, и при этом Комитет по аудиту и инспекции обязан начать расследование обвинений по любому заявлению.
Впечатляет антикоррупционная политика Сингапура и главной идеей, которой заключается в «стремлении минимизировать или исключить условия, создающие как стимул, так и возможность склонения личности к совершению коррумпированных действий». Это достигается за счет целого ряда антикоррупционных принципов, в частности:
1) оплата труда государственных служащих согласно формуле, привязанной к средней заработной плате успешно работающих в частном секторе лиц;
2) контролируемая ежегодная отчетность государственных должностных лиц об их имуществе, активах и долгах; прокурор вправе проверять любые банковские, акционерные и расчетные счета лиц, подозреваемых в нарушении Акта о предотвращении коррупции;
3) большая строгость в делах о коррупции именно в отношении высокопоставленных чиновников для поддержания морального авторитета неподкупных политических лидеров;
4) ликвидация излишних административных барьеров для развития экономики. Борьба с коррупцией является одним из ключевых факторов экономического успеха Сингапура.
Наряду с этим, автор статьи «Мировой опыт противодействия коррупции» Моисеев В. указывает, что глобальный опыт противодействия коррупции дает нам широкие возможности для исследования стратегий и механизмов снижения проявлений коррупции. При том что азиатский опыт борьбы с коррупцией интересен своим разнообразием по формам и методам достижения цели.
По мнению автора наиболее результативными оказалась антикоррупционная политика стран Юго Восточной Азии: Индонезии, Австралии, Новой Зеландии и Сингапура. Автор описывает опыт противодействия коррупции в Японии также подтверждающим тот факт, что её низкий уровень во многом благоприятствует экономическому и социальному развитию страны.
Рассматривая антикоррупционную стратегию Китая, можно заметить, что объективно превалируют репрессивные меры воздействия вплоть до смертной казни, а созданый в 2003 году Антикоррупционный комитет Китая подвёл высшей мере наказания более 1200 чиновников разного ранга, часть из них покончила жизнь самоубийством.
Наряду с жёсткими мерами в КНР используют и профилактические подходы. Так детям и родственникам «руководящих работников» Центрального комитета Коммунистической партии Китая запрещено заниматься бизнесом как прямо так и косвенно. Такая мера призвана ограничить коррупцию в высших эшелонах власти. Помимо этого в КНР действует «горячая» телефонная линия, по которой любой житель может анонимно сообщить о фактах взяточничества или злоупотребления служебным положением тех или иных чиновников.
В то же время, во Франции антикоррупционное законодательство направлено на борьбу с должностными преступлениями государственных чиновников, принимающих как политические так и административные решения. При этом, французское законодательство уделяет больше внимания административным, а не уголовным мерам наказания. Так, по словам автора, еще в начале 20 века в Уголовный кодекс была включена статья, запрещающая государственным чиновникам в течение пяти лет после отставки работать в компании, которую они контролировали, находясь на государственной службе. Неисполнение этого требования наказывалось лишением свободы до двух лет и штрафом в размере 200 тыс. франков.
Необходимо отметить, особый статус для министров, которым ко Конституции Франции запрещено совмещать свою должность с депутатским или сенатским мандатом и любой другой профессиональной деятельностью в общественном или частом секторе. Наряду с этим, даже после отставки министры в течение 6 месяцев не имеют права занимать руководящие посты в государственных или частных компаниях. При этом это орраничение не относится к лицам, которые до назначения занимали данные позиции в указанных сферах.
К признакам «культуры прозрачности» во франции относятся публикации о расходах избирательных кампаний и обязательное декларирование доходов министров и депутатов парламента.
Как видно, за рубежом антикоррупционное законодательство развивается в сторону использования всего арсенала правовых средств борьбы и с акцентом на предупреждение коррупции.
Среди спорных вопросов относительно международных мер антикоррупционного воздействия мы можем назвать китайский опыт репрессивных мер, где показательные расстрелы проворовавшихся чиновников давно стали «обычным делом». Использование только репрессивных мер при кажущейся эффективности вряд ли даст желаемый результат – взяточников если и убавится, то ненамного, а суммы взяток автоматически взлетят как плата за повышенный риск. Кроме того, репрессивные меры могут привести к резкому усилению одной из «коррупций чиновничества» – правоохранительных органов, которые получат монопольное право, со всеми вытекающими последствиями.
Как видим, борьба с коррупцией – чрезвычайно сложная и многоплановая задача, которая далеко не всегда успешно решается за рубежом, а передовая практико показывает важность применения превентивных инструментов в сфере борьбы с коррупцией.
Первый заместитель руководителя Департамента Агентства РК по противодействию коррупции по Алматинской области
Ж.С. Жумабаев