Незаконному извозу — бой

Незаконному  извозу  —  бой

Частный извоз был, есть и, по всей видимости, никогда не исчезнет в Казахстане.   Многие  частники,  так сказать  нелегалы,  работают  не  по  закону.  Всем  известно, чтобы  быть  законопослушным,  как  утверждают  налоговики,  необходимо  регистрировать  патент  в  Налоговом  органе, поэтому, чтобы,  работать,  не нарушая закон, необходимо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и получить патент. Сейчас деньги за саму процедуру не берут, платить придется только за патент. Как  объяснили  представители  Управления  госдоходов  Талгарского  района,  с которыми  мы  выехали  комиссионно  в рейд  по  инициативе  районного  отдела пассажирского  транспорта  и  автомобильных  дорог  ЖКХ  Талгарского  района,  стоимость  патента  стоит  4  тысячи  тенге, из  них  3 тысячи  сам  налог,  тысяча  уходит  на  пенсионные  отчисления. Наша  рейдовая  бригада  в  составе  депутата  районного  маслихата  Б.Аукенова,  руководителя  отдела  пассажирского  транспорта  и  автомобильных  дорог  Досжанова  А.Н., руководителя  отдела  администрирования  непроизводственных  платежей  Управления  госдоходов  Сагдуллина  Д.Е., главного  специалиста  этого  отдела  Жолдыбаева  С.А.,   главного   специалиста  аппарата  акима  города  Умурзакова  Н.Е., представителей  общественности  Хасановой  К.Н., Тынтуевой  Е.А.,  районной  газеты  «Талгар»,  представителей  МПС  выехали  комиссионно  для  проверки  талгарских  таксистов.    

Каждому  талгарцу  известно, сколько  стоянок  или  как  говорят  в   простонародье  «точек»  частных  такси  у  нас  в  Талгаре. У  каждого  таксоизвоза  свой  район,  свое  направление,  куда  частник  исправно  доставляет  пассажиров. Свое  обследование  рейдовая  бригада  начала  с   ЦРБ,  где  частники  ежедневно  занимаются  перевозкой  пассажиров из  больницы  в  разные  направления  города. Меткие  глаза  представителей  комиссии  выявили  при  обследовании  очень  много  нарушений  по  данному  району. Здесь,  во-первых,  неупорядоченная  стоянка  такси,  скученность  частного  автотранспорта  создает  неудобства,  перекрывая  дорогу  общественному  транспорту,  а  имеющаяся автобусная  остановка  вообще  закрыта  интенсивным  движением  такси  и  беспорядочной  стоянкой  частников.  Правила  парковки  частниками  вообще  не  соблюдаются. Проблемой  номер  один    оказалось  —  выявить  настоящих  частников,  все  вдруг  «прикинулись»  проходящими,  не  осуществляющими  частный  извоз  на  постоянной  основе. Один  из  них, который  постоянно  таксует  в  этой  части  района,  оказался  немногословен,  хотя  внял  предупреждению,  налоговики   провели  с ним  разъяснительную  работу. В  этой  части  района  не  удалось  конкретно  кого-то  выловить  и  поймать,  как  говорится,  «за  руку»,  признаться  в том, что  он  без  патента,  никто  не  собирался. Полицейским  А.Кашагановым  было  сделано  предупреждение  проходящим  частникам, ведь  они  своим  беспредельным  движением  загораживают  проход  общественному  транспорту. Следующей  точкой  обследования  была  таксостоянка  по  улице  Ломоносова.  С   группой  таксистов,  таксующих  на  постоянной  основе, была  проведена  представителями  комиссии  разъяснительная  работа  на  предмет  законного  извоза,  наличия  и  приобретения  патента. Представителями  госдоходов  были  выписаны  требования,   по  которым  частникам  необходимо  будет  явиться  в налоговые  органы  для  дальнейшего  оформления  частной  деятельности. В свою  очередь,  главным   предводителем   таксистов  Ускембаевым Сериком  были   предъявлены   требования  к  местной  исполнительной  власти  об  упорядочении  стоянки  и  места  постоянной  парковки (стоянку  таксисты  затребовали  перенести  напротив  здания  фирмы  «Компас»),  заасфальтировать  площадку  и  установить  соответствующие знаки. Такая  же  разъяснительная  работа  была  проведена  на точках  стоянок  частного  извоза:  район  Автостанции  и  в центре  на  пересечении улиц  Рыскулова-Кунаева.

По  информации  налоговиков,  стало  тяжело  бороться  с  нелегальным  частным  извозом,  не каждый  таксист  желает  регистрировать  патент,  для  этого  нужно  оформлять  ИП  и  регистрироваться  в качестве  индивидуальных предпринимателей.   Между тем количество уличных «бомбил» в городе превышает число официальных таксистов в десятки раз. «Понятное дело, таксовать люди начинают не от хорошей жизни, но как это делать законно? Разобраться в этом нам помогли сотрудники  Управления   государственных доходов  по  Талгарскому  району.  Так, согласно Предпринимательскому кодексу и Кодексу о налогах и других обязательных платежах, физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, вправе не регистрироваться, если оно не использует труд наемных работников и годовой доход его при этом менее 12 минимальных зарплат (МЗП).  «То есть подвозить пассажиров время от времени не запрещено. Деятельность индивидуальных предпринимателей, получающих больший доход, без государственной регистрации запрещена. Как показывает практика, за 23 тысячи в месяц никто таксовать не станет. Так что практически все частные извозчики априори нарушают закон. Другой вопрос, что установить факт незаконной работы достаточно сложно. Во время рейдов по нелегалам сотрудниками  государственных доходов составляются протоколы об административном правонарушении, и материалы направляются в суд для вынесения постановления с предоставлением всей доказательной базы. На месте никто не имеет права выписывать штраф за незаконную предпринимательскую деятельность, только составляется административный протокол.  Подсчитать никто не берется, как, впрочем, и доказать, что граждане работают незаконно. Не приставишь же к каждой машине соглядатая.   Налоговики отмечают, что легализация в первую очередь нужна самим таксистам. По их словам, без подтверждения, что ты работаешь «по-белому», сегодня как минимум не возьмешь кредит в банке. Поэтому, чтобы работать не нарушая закон, необходимо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и получить патент. Сейчас деньги за саму процедуру не берут, платить придется только за патент. Потенциальному таксисту достаточно просто обратиться в управление госдоходов региона, где он проживает. Там ему рассчитают сумму единовременного патентного платежа, подскажут, куда и как платить, помогут оформить заявление, и через три дня гражданин получит свидетельство о регистрации. Подобным образом работают службы такси, где водители — частники на собственных авто. Регистрируясь в системе, водитель открывает ИП, и все происходит легально.

Фатима  ЕРЖАНОВА

Талғар-ақпарат