ГОТОВЬ САНИ ЛЕТОМ – ЕСТЬ ВЕРОЯТНОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ ЦЕН НА УГОЛЬ

ГОТОВЬ САНИ ЛЕТОМ – ЕСТЬ ВЕРОЯТНОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ ЦЕН НА УГОЛЬ

Эдуард Жихарев шесть лет работает в угольной сфере. Он хочет донести до людей, насколько важно закупить уголь заранее. Эдуард уже сейчас с ужасом вспоминает о прошлогодних ажиотажах, которые, впрочем, по его словам, повторяются из года в год. Он и его команда каждый раз стараются избегать конфликтных ситуаций. Эдуард признается, что не было, чтобы дело не доходило до драки между клиентами во время ажиотажа. Говорит, бывало, что набрасываются и на работников топливной базы. Возможно ли избежать ажиотажа? Оказывается, можно. Но как? Об этом и многом другом Эдуард Жихарев рассказал нам в специальном интервью.

— Почему Вы решили поднять этот вопрос подготовки к отопительному сезону сейчас? Как бы на дворе июнь, жара?

— Потому что мы переживаем за наше население. Актуальной остается проблема нехватки угля, и наши клиенты, жители Талгара, постоянно сталкиваются с проблемой ажиотажа. Лимитированный уголь, высокие цены – это все связано именно с ажиотажом.

— Когда это все начинается?

— Начинается в сентябре: сентябрь, октябрь и ноябрь. Как раз тогда, когда наступает похолодание.

— И каждый год одно и то же?

— Да, каждый год одно и то же. Вы знаете, раньше была тенденция покупать уголь, готовиться к отопительному сезону в мае-июне-июле, то есть уже активно шла подготовка к отопительному сезону.

— Раньше это когда?

— Буквально лет 5 назад. В последнее время люди, возможно, по каким-то своим особым причинам: у кого-то кредиты, кто-то готовится к школе, у кого-то ремонт и тому подобное, откладывают на потом. Сейчас как бы подготовка к отопительному сезону отошла на второй план. С этим связан и ажиотаж. То есть, когда наступают холода, люди одновременно стараются закупиться углем и все в одночасье. В июне мы открываем сезон, открываем топливную базу. Люди начинают покупать. Если люди покупают в течение июня-июля-августа, то на сентябрь-октябрь приходится малое количество людей и малый наплыв. Ажиотаж может быть в течение недели, может быть двух максимум. Если июнь-июль-август жители не закупаются, тогда сентябрь-октябрь-ноябрь – это три месяца, когда у людей острая нехватка угля. Мы, в свою очередь, начиная с 1 июня, начинаем завозить по тысяче тонн. Мы тысячу тонн завезли, что сейчас у нас в наличии и имеется, но торговли как таковой нет.

— Никто не торопится?

— Никто не торопится. Естественно, больше завести мы не можем. Потому что он испортится ввиду солнечных лучей, дождя, будет рассыпаться, крошиться и так далее. Некачественный уголь мы продавать не можем. Мы активно сотрудничаем с акиматом. Сотрудники акимата постоянно приезжают, нас проверяют. Мы, как Талгарская городская топливная база, всегда делаем акцент на качество. Когда наступает ажиотаж, мы физически не можем привезти большой объем угля, как 15-20 тысяч тонн. Естественно, за месяц мы его привезти не можем. Уголь есть. Мы получаем уголь по плану. Получаем мы его на станции Чемолган напрямую с разреза. Оттуда везем в Талгар, но грузовые машины везут всего по 20 тонн. То есть, физически невозможно обеспечить в одночасье все население углем. Поэтому мы уже который год рекомендуем людям, чтобы они закупались заранее. К отопительному сезону необходимо подходить более серьезно.

— Вспомните прошлый год, как это было? Какой был ажиотаж?

— В прошлом году была та же самая история, когда жители в июне-июле не закупались. В августе началась подготовка к школе детей. В сентябре, в одночасье, люди начали приходить за углем. Тогда уже по ночам было прохладно и пошли дожди. Люди столкнулись с проблемой нехватки угля. Начали вставать в очередь. Приходили, ругались: «Почему нет угля? Почему угля не хватает?». Мы были крайними, мы были виноваты в том, что угля нет. Мы всячески старались объяснить, рассказать, почему задержки, почему нехватка угля. Люди стояли в очереди по 200-300 человек. В порядке живой очереди мы старались всех отпускать. Продавали уголь лимитированно, то есть по 3 тонны на семью. Это хотя бы, чтобы на первое время, во время ажиотажа, люди протянули, чтобы более менее всем хватило. Надо сказать, что к осени начинают подниматься цены. Было поднятие цен на ГСМ, более того ГСМ вообще не было. Это тоже влияет на цену угля. У нас цена всегда ориентирована на наше население. То есть, всегда приемлема. Цена зависит от тарифа на ЖД, ГСМ, потому что доставка одной тонны с Чемолгана в Талгар сейчас стоит 2 000 тенге. То есть, если машина привозит 25 тонн, то 50 тысяч только доставка будет. Контролировать цены перекупщиков мы не можем. Перекупщики, можно сказать, на этом наживаются. Если человек не закупился вовремя, то потом он покупает в полтора раза дороже. Либо стоит у нас в очереди и ожидает, приблизительно, неделю, две, либо закупается у перекупщиков, но уже дороже.

— Самая большая очередь в вашей памяти на вашей базе, до скольки машин было и сколько они стояли, ждали?

— Самая большая очередь – было около 30 грузовых машин стояло, также были жители, которые ждали очередь по списку. Это было в прошлом году. Некоторые водители оставляли свои грузовые машины на угольной базе, некоторые ночевали, чтобы загрузиться. Есть определенный план, по которому мы, например, должны получить 2 тысячи тонн в июне, 3 тысячи тонн в июле и так по нарастающей. Никаких задержек с разрезов нет.

— А во время ажиотажа?

— Во время ажиотажа приходит в день 100-150 тонн. Приблизительно 20-30 человек каждый день. Да, естественно, этого не хватает, потому что очередь 200-300 человек. Мы физически не можем больше привезти, потому что вагоны к нам не приходят, например, 25 вагонов за один вечер. В день приходят 5-7 вагонов.

— Какая сейчас цена и какая будет ближе к сентябрю?

— Сейчас у нас цена на Каражыра – 16 500, Шубаркуль – 17 000 тенге. Осенью цены будут зависеть от наличия ГСМ и от ЖД тарифов.

— Цена на ГСМ, как показывает практика, нестабильная?

— Да.

— А в прошлом году в июне какая у вас была цена?

— В июне была 16 000 за Каражыра и 17 000 – за Шубаркуль. А в сентябре они изменились?

— Да, было поднятие цен.

— То есть аналогичная ситуация может быть повторится в этом году?

— Да, возможно.

— Что люди высказывали вам во время ажиотажа?

— Очень много неприятных слов было сказано о том, что это мы специально задерживаем, искусственно создаем ажиотаж, ради того, чтобы поднять цены, что строим из себя монополистов. Мы прекрасно понимаем, когда дома дети, старики мерзнут, люди со злости могут сказать. У людей сейчас очень много забот, по разным причинам люди не торопятся закупить уголь своевременно. Хотелось бы, чтобы закупали своевременно, чтобы не сталкивались с этими проблемами. Хотя бы потихоньку, частично. У нас есть население, которое покупает каждый месяц по 2 тонны.

— Сколько семей вы знаете в Талгаре, которые покупают заранее?

— Процентов 30 из всей массы. Остальные приходят в последний момент, когда уже наступают холода.

— Вы только город Талгар обеспечиваете?

— Мы обеспечиваем Талгарский район, Енбекшиказахский район тоже у нас закупается и все ближайшие районы, вплоть с Иссыка. У нас клиенты из 18 сел и жилых массивов, не считая города Талгар. Сейчас приемлемая цена и нет лимита. Можете приехать, в любом количестве взять уголь. Уважаемые жители города Талгар и Талгарского района, во избежание ажиотажа, повышения цен и лимитированной продажи угля, просьба, закупайтесь, пожалуйста, и готовьтесь к отопительному сезону своевременно. Мы всегда думаем о населении. У нас все продумано. То есть человек может по телефону заказать уголь или приехать, воочию проследить за погрузкой, посмотреть на уголь, что он покупает. У нас есть доставка в любую точку Талгарского района.

— Это отдельная плата?

— Доставка отдельно, но она на фиксированных ценах. Сейчас по Талгару у нас 4 000, но есть отдельные районы, например, как Инкубатор – 5 000, РТС – 5 000, Кызыл Ка​йрат – 6 тысяч. Это независимо от тонножа, но в зависимости от расстояния доставки.
— Вы говорили, что уже как 6 лет в угольной сфере. В вашей практике было такое, чтобы год прошел без ажиотажа?

— Нет, не было. Был один год с коротким ажиотажом. Он продлился всего 2 недели. Это был очень хороший и очень спокойный год. Потому что летом закупились углем, то есть к осени не было острой нехватки.

— Какой это год?

— Это был 2018 год.

— А самый яростный, который никогда не забудете?

— 2017-й. Были очень сильные морозы и не было практически угля. Тогда завозили уголь с Ой- Карагай с Нарынкола, благодаря этому углю, можно сказать, вытащили тот сезон. После угля Ой- Карагай люди поняли, что нужно закупаться своевременно и 2018-й год прошел очень легко. Люди закупались все лето.

— Спасибо за интервью!

Беседовала
Аруна Ортай