НЕ ПО ПУТИ: КАК ПОЛЬЗОВАТЕЛИ СЛУЖЕБНОГО АВТО РЕШАЮТ ПРОБЛЕМУ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА
Жители города Талгар уже несколько лет жалуются на нехватку автобусов. Люди уже перестали идти на остановки из-за того, что общественный транспорт практически отсутствует. Чтобы добраться с одной точки в другую, талгарцы ловят попутку или такси. В связи с увеличением клиентов, местные таксисты также не упускают возможность подзаработать. Ранее цена за такси позволяла не думать о тратах. Жители платили за проезд 100 тенге. Но с начала Нового года услуги тех же автомашин стали 150 тенге. Особенно многодетным родителям приходится несладко. Так как если посчитать с одной семьи четыре учащихся, то прокатиться на такси из дома до школы семье будет стоить 750 тенге, с учетом того, что родитель сопровождает детей. Это только в одну сторону, так как со школы еще нужно возвращаться…
Мы провели опрос среди жителей. И что они говорят? Жительница мкр.Арман, Ирина Торгай, просит запустить автобусные маршруты от места ее проживания до СШ № 3. А другой житель района «Ветлечебница», у которого дети учатся в СШ № 2 им. Сейфуллина, также ждет не дождется звука сигнала автобуса. Жители мкр. «Казстрой» утверждают, что иногда даже не могут поймать такси.
По официальной информации, в данный момент между городом Алматы и Талгарским районом действуют 12 маршрутов, общее количество автобусов – 147. А именно: №23 в с.Бесагаш, №54 до с.Туздыбастау, №203 – Талгарские дачи, расположенные в селе Кендала, №204 – село Белбулак, №207 – город Талгар – Автостанция, №222 – п.Айганым, №209 – курорт «Пионер», №210 – курорт «Ой Карагай», №224 – СОК Акбулак, № 221 – ГРЭС-с. Киши Байсерке, №220 – с.Жетыген, № 117 – ИЯФ Алатау.
А по городу Талгар курсирует лишь один маршрут, он так и называется №1. По количеству их всего лишь два.
За пассажирские перевозки по городу отвечает ИП «Тулпар Экспресс». Владелец которого Бауыржан Аукенов, к тому же он является депутатом Талгарского районного маслихата. «Обеспечение жителей нашего города общественным транспортом имеет большое социальное значение» — признает предприниматель. – «Ежедневно мне поступает много звонков, чтобы я решил эту проблему. Но, как говорится, «один в поле не воин». Для реанимации моего предприятия необходимы субсидии, так сказать государственная поддержка. С учетом затрат на сегодняшний день этот бизнес убыточный» — сетует он. Как рассказывает предприниматель, проблемы начались в 2018 году, когда стали регистрировать массовые заражения коронавирусом. Болезнь не обошла и нашу республику. По всей стране начались ограничения движения, также остановился общественный транспорт. Тогда в наличии было 37 автобусов, с резервом количество насчитывалось до 50. ИП обеспечивало силами 70-ти водителей бесперебойную транспортную перевозку населения всего района. Но пандемия внесла свои поправки. По истечению времени автобусная техника стала изношенной. 40 автобусов были списаны. Оставшиеся автобусы требовали обновления. Вскоре 9 автобусных маршрутов были вовсе приостановлены. «Беда не приходит одна». Далее пошла текучка кадров, в следствие чего на 60-тысячное население города остался один маршрут, о котором мы писали выше. Ежедневные расходы на ГСМ оплачивает предприниматель не из прибыли, а из своего кармана. А деньги, заработанные за день, водители забирают себе. Многие, кто работал ранее, ушли на подвоз или на дальнобойные грузоперевозки.
Один, из оставшихся четырех водителей общественного транспорта, Сергей Кривомазов, водитель с 30-летним стажем: «Вот уже как 5 лет работаю в этом автопарке. Ежедневно, совершая перевозки, вижу, что потребность населения в автобусах есть. Необходимо реанимировать предприятие и запустить 11 маршрутов, обеспечивающих полный охват перевозок. Надеюсь, что государство не оставит в беде и протянет руку помощи предприятию, ведь мы делаем общую задачу — обеспечиваем людей общественным транспортом».
По официальным данным, сумма субсидии, необходимая Талгарскому району составляет 264 млн. тенге.
Чиновники не отрицают проблему. По словам руководителя отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог Асхата Досжанова, районный акимат уже давно обращается в область за решением вопроса. Неоднократно были направлены письма и заявки в Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматинской области, а именно, за №86-04-86/24/73 от 26.02.2020г. №86-04-86/719 от 24.02.2021г., №86-04-86/1084 от 11.03.2021г., №86-02-86/3838 от 19.08.2021г., 86-02-86/4141 от 07.09.2021г., №86-01-20/116-и от 12.10.2021г., №86-01-20/370-и от 16.11.2021г., но безрезультатно.
От количества написанных писем рябит в глазах.
Последнее письмо было отправлено в декабре прошлого года. И вот, наконец, дождались результата. Решением Маслихата Алматинской области за №7-46 от 28.07.2021года, 11 автобусных маршрутов Талгарского района признаны социально значимыми. Также разработано технико-экономическое обоснование на субсидирование социально-значимых маршрутов на сумму 264 млн.тенге. «Вопрос субсидирования автобусных машрутов стоит на жестком контроле у акима района Кайдара Абдыханова. Каждое аппаратное совещание глава района начинает именно с этого вопроса. В свою очередь, областной глава готов субсидировать 11 машрутов, в случае приобретения перевозчиком новых автобусов.»
Начальник отдела пассажирских перевозок Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматинской области, Канат Шарапиев прокомментировал нам данную ситуацию: «Действительно, проблема стала всеобъемлющей, так как охватывает практически и другие районы области. А именно, Карасайский, Енбекшиказахский и Илийский. На сегодняшний день данная отрасль требует совершенствования, замены устаревшей техники. Так как износ в масштабе области составляет порядка свыше 60-ти процентов. С 2018 года этот вопрос поднимается многими перевозчиками области и является уже наболевшей. Созданная по этому поводу тарифная комиссия обсуждала вопросы субсидирования, которые были рассмотрены на областном маслихате 28 июля 2021 года. Решение вышло положительное, после чего мы сразу направили бюджетную заявку в Управление экономики и бюджетного планирования. Уже седьмой месяц ждем решения. Хотя, повторно направили перед Новым годом.»
Что касается Талгарского района, все 11 социально-значимых автобусных маршрутов были утверждены. Сумма субсидии осталась без изменений.
К слову, в 2018 году нехватка автобусов была только в двух местах. Это Енбекшиказахский район и город Капчагай. А в 2021 уже 6 районов направили свои бюджетные заявки. Среди них были и мы.
По словам транспортников, свою функцию они уже выполнили. Теперь дело за экономистами.
Людям остается лишь ждать, когда экономисты района выделят деньги.
Вопрос на контроле у журналистов газеты Талгар.
Фатима Ержанова,
корреспондент
+77007253828