Культура нации – в любви к традициям

Культура нации – в любви к традициям

Философия уважения к национальным традициям начинается с колыбели, домашнего уюта, дастархана, которые нам прививали предки. Подать угощения гостю в красивой посуде, накрыть правильно дастархан, — являлось признаком высокой культуры и показателем мастерства хозяев дома. Именно эти качества стараются прививать родители своим детям с раннего возраста, чтобы они не забывали, а приумножали искусство национальных традиций.

Если бы 10 лет назад супругам Дидар Дилдабековой и Нурмухамбету Мумбекову сказали, что их семейный бизнес будет процветать, они бы никогда не поверили. Заняться предпринимательством Нурмухамбета Мумбекова, в прошлом военнослужащего, побудило, прежде всего, любовь отца Рахима к столярному делу, а также инициативность супруги Дидар, которая испытывала неравнодушие к занятию бизнесом. Дидар по профессии инженер-экономист, всю жизнь мечтала стать журналистом, но идея — иметь свой маленький бизнес перевесила все ее планы. Зная, что к этому нужно быть основательно подготовленной, молодая, полная амбициозных замыслов, женщина занимается фотоделом, обслуживая фотосъемки праздничных мероприятий, зарабатывая тем самым на жизнь. Но нужно отдать должное ее супругу, который загорелся идеей — иметь свою мастерскую по производству и изготовлению деревянной посуды в национальном стиле. И именно эта идея стала целью их жизни. В 2011 году открыли столярную мастерскую, установив станки с ЧПУ (часовым программным устройством). Изготовление посуды началось в домашних условиях. Мастеров в этой сфере, по словам Дидар, очень мало, как и рабочих рук, умеющих делать образцы для фигур. Организовать производство, продвижение и сбыт продукции — дело непростое. Все же пришлось рискнуть: предприимчивая семья зарегистрировала свое собственное ИП под названием «Шебер» и начала создавать посуду. В нынешнем ассортименте различная продукция — блюда для бесбармака, менажницы с национальными узорами, наборы для кумыса, молока, и другая кухонно-бытовая утварь. Помогли молодым предпринимателям в создании бизнеса обучающие базовые курсы предпринимательства «Бизнес-бастау» от Палаты «Атамекен», также участие в конкурсах государственных грантов в рамках программы «Дорожная карта бизнеса» с проектом национальной посуды из дерева. Тогда супруги получили 1 млн.225 тысяч тенге и приобрели на эти деньги дополнительное оборудование. Дальнейшее ведение бизнеса реализовывалось в регулярных заказах от клиентов и покупателей, которые наработались в процессе продаж через социальные сети. В семейной «копилке» произведенной продукции имеется особый заказ — «Королевский трон» с национальными орнаментами. Супруги не собираются останавливаться на достигнутом, в их планах — расширять свой бизнес и увеличивать число заказов. Свою любовь к национальным традициям они видят не только в собственном производстве, но и в детях, которых у них уже четверо. Все они также помогают родителям, занимаются изготовлением посуды, участвуя в различных конкурсах, выставках и показах. Старшая Айша уже демонстрирует успехи, выставляя панно «Ауыл — жайлау» собственного изготовления из кожи на Международной выставке «Конетараз», где работа заняла 2-е место. Не это ли повод для гордости? Особенно для родителей, которые прививают детям любовь и уважение к исконно казахским обычаям и настоящему мастерству национальных традиций. Любуясь посудой и утварью, представленной мне любезной хозяйкой, подумала, больше бы таких семей в стране, которые чтят и уважают традиции!

Айгуль Даменова