ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ ПО ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КАЗАХСТАНА

ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ ПО ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КАЗАХСТАНА
7 июня 1991года — Указом Президента Казахской СССР создан Государственный комитет Казахской ССР, первое антимонопольное ведомство страны. Новое ведомство создано для эффективной реализации Закона Казахской ССР «О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности».
После ряда преобразований в 1994 году Государственный комитет Республики Казахстан по антимонопольной политике реорганизован путем слияния с Комитетом по ценам и долгое время функционировал как Государственный комитет по ценовой и антимонопольной политике.
За 1994 – 1999 годы в республике было принято несколько общегосударственных программ экономического развития, в том числе «Программа действий Правительства по углублению реформ и выходу из экономического кризиса». В рамках данной Программы в сфере антимонопольной деятельности и конкурентной политики предполагалось осуществить ряд мер, нацеленных на демонополизацию торговли, грузоперевозок, внешней торговли и пр. Эти меры явились своего рода первым шагом в том комплексе мер по развитию конкурентной среды и ограничению монополистической деятельности, которые Правительство наметило осуществить в дальнейшем.
После ряда преобразований в 2003 году указом Президента РК Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции было реорганизовано в государственный орган, непосредственно подчиненный и подотчетный Президенту Республики Казахстан. Определяющим для активного развития конкурентной политики стал 2014 год, когда было образовано Министерство национальной экономики Республики Казахстан, в состав которого вошли агентство по статистике, агентство по регулированию естественных монополий, агентство по защите конкуренции и агентство по защите прав потребителей.
В 2015 году в конкурентную практику внедрены принципы Yellow Pages Rule, суть которых заключается в том, что для поддержания здоровой конкурентной среды необходимо ограничить создание дочерних структур госкомпаниями и не допускать вмешательства государства в те сферы экономики, где представлен бизнес. Кроме того, путем законодательных изменений усилена роль антимонопольного органа. Теперь для расширения и изменения осуществляемых видов деятельности госпредприятиями и юрлицами с участием государства (более 50%) потребуется получить предварительное согласие антимонопольного органа. Также по результатам ежегодно проведенных анализов было предусмотрено право антимонопольного органа формировать перечень субъектов квазигосударственного сектора, подлежащих передаче в конкурентную среду.
Знаковым событием стало выступление Главы государства на XVI съезде партии «Нур Отан» и XXII сессии Ассамблеи народа Казахстана, в рамках которого Президентом РК был представлен План нации «100 конкретных шагов по реализации Пяти институциональных реформ», направленных на укрепление государственности в условиях мирового геополитического и экономического кризиса. Одним из шагов данного плана (53-й) Главой государства была определена необходимость изменения концепции работы антимонопольной
службы и ее приведение в соответствие со стандартами ОЭСР. Кроме того, в своем очередном Послании народу Казахстана от 30 ноября 2015 года «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие» Глава государства обозначил важность усиления антимонопольной деятельности и необходимость проведения реформ в рамках создания условий для свободной и здоровой конкуренции. Для реализации поставленных задач было принято решение о двухэтапном подходе по приведению законодательства РК в области защиты конкуренции в соответствие со стандартами ОЭСР.
На первом этапе Глава государства Нурсултан Назарбаев подписал Предпринимательский кодекс РК, в который были имплементированы нормы Закона РК «О конкуренции», а также предусмотрены новшества, направленные на либерализацию антимонопольного регулирования, приведение норм действующего антимонопольного законодательства с учетом его целей и задач в соответствие с лучшей мировой практикой, снижение административных барьеров и административной нагрузки на бизнес в целях стимулирования роста и укрупнения субъектов бизнеса.
В 2020 году Указом Главы государства Касым-Жомарта Токаева образовано новое Агентство по защите и развитию конкуренции, напрямую подотчетное Президенту. Основной задачей нового Агентства является создание проконкурентной среды, что подразумевает разгосударствление экономики, изменение конкурентного поля, создание равных возможностей для всех предпринимателей, прекращение монополизации рынков.
Указом Президента Республики Казахстан от 31 декабря 2020 года, в канун года 30-летия независимости Казахстана, конкуренция определена национальной идеей страны.
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 марта 2021 года №176 «О внесении дополнения в постановление Правительства Республики Казахстан от 31 октября 2017 года №689 «Об утверждении перечня праздничных дат в Республике Казахстан» 7 июня объявлен Днем работников антимонопольного органа.