Департаментом Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционной службы) по Алматинской области проведен антикоррупционный мониторинг реализации функций земельных комиссий.
В рамках антикоррупционного мониторинга было установлено, что в некоторых районах Алматинской области на заседаниях земельной комиссии рассматривались заявления на продление договора аренды земельных участков на новый срок. Тогда как рассмотрение заявлений на продление договора аренды на новый срок не является прерогативой земельных комиссий.
Об этом свидетельствуют и нормы земельного законодательства. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 37 Земельного кодекса РК предусмотрена возможность заключения договора аренды на новый срок с арендатором, который надлежащим образом исполнил свои обязанности, без прохождения некоторых процедур предусмотренных пп.2, 3, 4, 5 и 8 п.1 статьи 43 Земельного кодекса.
В частности, это следующие процедуры:
— определение возможности использования испрашиваемого земельного участка по заявленному целевому назначению в соответствии с территориальным зонированием;
— предварительный выбор земельного участка (при испрашивании земельного участка для строительства объектов, за исключением строительства объектов в черте населенного пункта);
— подготовка заключения земельной комиссией;
— разработка и утверждение землеустроительного проекта.
Иными словами, если гражданин (арендатор) надлежащим образом исполнил свои обязательства, предусмотренные ст.65 Земельного кодекса РК и со стороны местного исполнительного и уполномоченного органа к арендатору нет никаких претензий (при условии неизменности границ земельного участка) — заключение договора аренды на новый срок осуществляется без прохождения вышеуказанных процедур и, в частности, без подготовки заключения земельной комиссии.
Кроме того, согласно Типовому положению о земельной комиссии утвержденному приказом Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан – Министра сельского хозяйства Республики Казахстан
от 27 августа 2018 года № 359, функциями земельной комиссии являются рассмотрение заявлений (заявок) и подготовка заключений:
— о предоставлении прав на земельные участки (об определении победителя конкурса по предоставлению права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства),
— об изменении целевого назначения земельных участков
— о переводе земель водного фонда в земли других категорий.
То есть, заключение договора аренды на новый срок «продление договора аренды» не предусмотрено в функциях земельной комиссии.
Тогда как проведенный антикоррупционный мониторинг установил, что в некоторых районах области на заседании земельной комиссии рассматривались заявления на продление договора аренды.
В Сарканском районе Алматинской области с 2018 года на земельной комиссии было рассмотрено 1 заявление на продление срока договора аренды. Заявление было рассмотрено на заседании земельной комиссии.
В городе Талдыкорган в периоде с 1 июля 2018 года по 31 марта 2020 года на заседании земельной комиссии были рассмотрены 256 заявлений о продлении договора аренды, из которых 214 были рассмотрены положительно, 42 заявления отрицательно.
В Енбекшиказахском районе Алматинской области до июля 2019 года имелись подобные факты. Однако после, заседания круглого стола, проведенного с участием представителей прокуратуры были внесены представления о недопущении нарушений норм Земельного Кодекса РК в части рассмотрения заявлений на продление срока договора аренды без подготовки заключения земельной комиссии (в соответствии со статьями 37, 43 Земельного кодекса РК).
Антикоррупционым мониторингом также установлено, что в Алматинской области повсеместно имеется практика, когда после положительного заключения земельной комиссии, решение МИО не выносится. Так, к примеру, в Жамбылском районе Алматинской области на сегодняшний день имеется список 62 граждан, заявления которых положительно были рассмотрены на земельной комиссии, а решение МИО по ним еще не вынесено из-за того, что данные граждане не предоставляют землеустроительный проект.
Действующая правоприменительная практика показывает, что в земельном кодексе не регламентированы сроки и обязательства услугополучателей по предоставлению землеустроительного проекта для дальнейшего оформления решения МИО. То есть, фактически на практике после вынесения положительного заключения земельной комиссии услугополучатель не ограничен во времени, когда он должен предоставить землеустроительный проект. И в этом случае, в силу возникновения субъективных и объективных причин, не зависящих от человека (смерть, болезнь, похороны, и тд.) даже после получения землеустроительного проекта услугополучатель «исчезает» и получается так, что в итоге процесс вынесения решения МИО остается на неопределенный срок.
Как утверждают специалисты местных исполнительных органов, одна из основных причин, того, что граждане не предоставляют землеустроительный проект – это его стоимость. Так, на сегодняшний день в Алматинской области в среднем стоимость разработки землеустроительного проекта составляет от 18 000 тенге и выше, стоимость варьируется в зависимости от площади земельного участка и иных показателей. Для большинства граждан эта сумма является не по карману.
Департамент Агентства Республики Казахстан
по противодействию коррупции (Антикоррупционной службы)
по Алматинской области